Что значит быть евреем в Израиле?

Вопросы о национальной идентичности и религиозной принадлежности, о разнице между евреем и израильтянином, о борьбе тенденций к либерализму и коллективизму в израильском обществе поставлены в статье в "ХаАрец" Томера Персико, научного сотрудника Калифорнийского университета Беркли и иерусалимского Института Хартмана.

Анализируя ход двух последних предвыборных кампаний, он делает вывод, что когда "вопрос о религии и государстве ставится в центр, избиратели переходят из право- религиозного блока на сторону светского блока центристского типа, признающего еврейский характер государства".

Автор сумел точно уловить настоящий нерв последней предвыборной кампании, затушеванной криками о том, что "Биби - коррупционер", а "Ганц - левый слабак".

Он указывает, что ситуация между апрельскими и сентябрьскими выборами практически не изменилась. Однако новая повестка дня изменила соотношение сил между блоками. Лозунг Либермана "Еврейское государство, а не государство Галахи" попал в центр социально-политического напряжения в Израиле.

По мнению Персико, это отражает довольно неопределенное согласие в отношении еврейской идентичности в Израиле, которое возникло и сложилось в последние десятилетия. Он показывает, что, начиная с 1990-х годов, израильское общество подверглось двум глубоким процессам, связанным с его идентичностью.

"С одной стороны, израильские евреи научились оспаривать авторитет ультраортодоксального иудаизма, как единственного подлинного представителя исторического иудаизма. Все большее число евреев формируют свою еврейскую идентичность с помощью широкого спектра альтернативных направлений, от плюралистических учебных форумов, через реформистский иудаизм вплоть до доктрин, связанных с течением "Новая эра" - указывает автор. Это - течение в иудаизме, которое стремится к свободе.

Другая сторона, по мнению автора, заключается в росте этнической идентичности, которая основана на чувстве кровной принадлежности и значение которой вытекает из миссии по сохранению безопасности и процветания еврейского народа.

Эта идентичность тесно связана с ультраортодоксальным иудаизмом, который считается более "верным".

Персико, впрочем как и многие другие исследователи, полагает, что обе эти социальные тенденции проистекают из процессов либерализации и глобализации, которые делают Запад более однородным. Общество потребления, права человека и масс-культура преобразуют разные национальные сообщества в схожие модели.

Такого рода процессы имеют двоякое последствие . С одной стороны, люди отстаивают свою индивидуальность, с другой - эти же люди испытывают беспокойство по поводу своей личности и не хотят превращаться в стандартный продукт западного общества.

Отсюда вытекает стремление к укреплению национальной или этнической самобытности, которое обеспечивает нужное решение: человек чувствует себя частью уникального коллектива при минимальном изменении образа жизни.

Персико указывает, что в Израиле ситуация гораздо острее, чем на Западе. Беспокойство за свою национальную идентичность приводит к тому, что ее начинают отождествлять с религиозной, и требуют от членов общества изменить свое поведение.

Среди многочисленных примеров такой ситуации: усиление религиозного влияния в школах, закрытие магазинов, отмена футбольных игр или концертов по субботам. Многие из тех, кто связан с этническим иудаизмом, примут это. Но многие другие отреагируют на эту угрозу своей автономии и своему образу жизни.

Обращаясь к истории, автор указывает, что линия разрыва между религиозными и светскими людьми является одной из самых фундаментальных в Израиле. Сионисты-социалисты, основавшие государство, отвергли Галаху. Хотя социализм, как идеология, находится в кризисе, как и партия "Авода", долгое время бывшая у власти, но фундаментальный антагонизм по отношению к религии является частью ДНК Израиля. Если добавить к этому угрозу гражданским свободам, этот антагонизм превращается в мощную силу.

Далее Персико показывает на различных примерах из современной истории, как сочетание факторов действовало в политической жизни страны в последнее время. Так, комбинация религиозного антагонизма и упор на личные свободы принесли партиям "Шинуй" Томми Лапида и "Еш атид" его сына Яира Лапида значительное число мест в Кнессете.

На выборах в сентябре постановка вопроса о религии разрушила шанс Нетаниягу на создание коалиции из 61 мандата без партии "Наш дом Израиль" Авигдора Либермана.

Таким образом, когда возникает угроза "религиозного засилья", то голоса от право-религиозного блока идут не в МЕРЕЦ, являющийся слишком радикальным, а в те партии, которые предлагают ясную еврейскую идентичность при сохранении светского гражданского общества. На нынешних выборах это предлагалось Либерманом и четырьмя лидерами "Кахоль-лаван".

Другие партии не смогли нащупать нерв новой комбинации и проиграли. Религиозные сионисты не смогли сделать шаг в сторону либерализма. А "Ликуд", который, собственно, во многом выигрывал в последнее время благодаря комбинации еврейского этнического национализма и индивидуалистического либерализма, стал заложником "нерушимого союза" с религиозными партиями.

Однако и "Кахоль-лаван" стоит теперь перед дилеммой, будучи не в состоянии решить вопрос в одиночку.

Томер Персико правильно показывает часть проблемы, указывая, что большинство израильских евреев не оставит свою еврейскую идентичность, но в то же время будет выступать против религиозного принуждения и настаивать на свободе личности.

Однако он ровным счетом ничего не говорит о почти полумиллионе неевреев, прибывших из стран СНГ с большой алией, и продолжающих прибывать в Израиль. И даже о  русскоязычных репатриантах, евреях по крови, не имеющих никакой связи с иудаизмом. И о более чем миллионе арабов, проживающих в стране. Где им найти свою "еврейскую идентичность"?

На наш взгляд, основной проблемой является то, что до сих пор не сформирована израильская идентичность. В противном случае, ложная дилемма между иудаизмом и либерализмом будет по-прежнему ставить Израиль в патовую ситуацию, когда ни одна из сторон не в состоянии выиграть выборы. Лишь выяснение того, что такое израильская идентичность, поможет найти ответ на вопрос - что значит быть евреем, русским или арабом в Государстве Израиль.

Владимир Поляк

Детали

Фото - Кадр youtube

  • 0
Читайте также

Израильский дипломат: Россия дала "добро" на атаку Израиля в Сирии

В ночь на 20 ноября боевые самолеты ВВС ЦАХАЛа атаковали десятки целей на территории Сирии. Следует ли нам готовится к полномасштабной войне?

Фекальная история

Вокруг возвращения Россией украинских кораблей развернулась целая информационная эпопея. На Украине начали распространять информацию о том, что россияне сняли с кораблей все оборудование, включая…

Я.Кедми: Примаков был лучшим министром иностранных дел России со времен Горчакова

29 октября исполнилось 90 лет со дня рождения Евгения Максимовича Примакова. Свою оценку личности Примакова, его деятельности на высших государственных постах, а также о своих встречах с Евгением…

Не верьте шумихе: Россия проигрывает на Ближнем Востоке и по всему миру

Кажущиеся победы Путина в распространении российского влияния — это миражи, за некоторые из которых пришлось заплатить большую цену, считает американский эксперт. В решающий момент, уверен он, никто…

Какого цвета будет новая революция в Грузии?

Тысячи демонстрантов попытались заблокировать работу парламента Грузии после того, как власти нарушили обещание провести реформу избирательной системы. Полиция оттеснила протестующих от здания…

Дело Буркова. Почему Израиль не поддался на шантаж России

В целях защиты своих граждан, задержанных за границей, Россия проводит "агрессивные кампании". Задержание и экстрадиция Алексея Буркова стали причиной возникновения геополитического вихря

Цви Маген: Израиль воюет за свою безопасность, или за новое правительство?

После ликвидации израильскими ВВС главаря Исламского джихада в Газе, на города и поселки Израиля посыпался град ракет. Ответными "хирургическими" действиями армии было уничтожено более 30-ти…

Порнография, как еврейский заговор

"Аль-Джазира" утверждает, что евреи создали и контролируют порно-индустрию, а также сеют ненависть к Иисусу Христу

Девушки ведут в бой

Недавно пресс-служба Армии обороны Израиля сообщила о том, что 32-летняя майор Эфрат Кайков-Леви повышена в звании до подполковника и назначена командиром 334-го артиллерийского дивизиона «Раам»…

Гретта - Буратино наших дней

Доподлинно неизвестно, как звали того умельца, который смастерил девочку нового поколения. Говорят, что это был шведский пиарщик Ингмар Рентсхуг. Шведы вообще самая злокозненная нация: спички,…

Тегеран идет по печальной дороге советской империи

Тегерану все труднее скрывать панику по поводу нарастающего в странах - сателлитах общественного неприятия правящих там иранских марионеток.

Странная война

Армия Обороны Израиля (ЦАХАЛ) в ночь на 12 ноября ликвидировала в Газе главаря северного крыла "Бригад Аль-Кудса" ("Исламский джихад") Бахаа Абу аль-Ата. В ответ, как и ожидалось, на Израиль…
Комментарии
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

Самое обсуждаемое

Лидеры рейтинга

Архив

«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2019 (102)Октябрь 2019 (498)Сентябрь 2019 (748)Август 2019 (640)Июль 2019 (317)Июнь 2019 (106)