Не смотреть, не видеть, не знать

Война в Украине идет уже пять месяцев — и все это время продолжаются споры о том, насколько реальна и достоверна массовая поддержка вторжения, которую демонстрируют российские соцопросы. Профессорка Школы социальных наук Университета Лондон Метрополитан Светлана Стивенсон, опираясь на исследования историков и криминологов, объясняет, откуда может браться такая поддержка — и какое знание за ней скрывается.

Социолог Светлана Стивенсон — о том, почему россияне отрицают войну

По данным предвоенных социологических исследований, большинство россиян не ожидало и не хотело войны с Украиной — но когда она началась, те же социологи обнаружили значительную поддержку агрессии среди населения России. Пытаясь понять природу активного или пассивного оправдания войны, равнодушия или апатии, комментаторы говорят о расчеловечивании, фашизации, утрате моральных ориентиров.

{banner_inner}

Исследования аргументов сторонников войны, сделанные качественными методами, показывают причудливый сплав идеологических оправданий военной агрессии против Украины — от защиты от неминуемого нападения со стороны Украины и Запада до необходимости защитить страдающее население Донбасса. Те, кто наиболее активно и сознательно поддерживают войну, как отмечали в своей работе исследователи из Лаборатории публичной социологии, выдвигают геополитические аргументы, говоря о вечной борьбе России с Западом и необходимости дать отпор западной гегемонии. Однако на фоне доводов часто возникает тема опасного, отгоняемого от себя знания о несправедливости, преступности, аморальности происходящего. Это знание подспудно присутствует в размышлениях многих информантов, но оно либо отрицается, либо нейтрализуется с помощью морального репертуара, предлагаемого государственной пропагандой.

Эту противоречивость позиций, сбивчивость оценок, зыбкость утверждений и нежелание видеть и чувствовать одним из первых отметил Шура Буртин — журналист, который провел свое исследование отношения россиян к войне. «Украинцы все время спрашивают: неужели россияне не знают, что происходит? Да, в большинстве своем не знают. Хотя понимают. Минут через пятнадцать все сторонники “спецоперации” мимоходом признавали: ну да, наверное, города бомбят, люди гибнут, и все в Украине нас ненавидят. На каком-то уровне это понимают все — но не знают. И отказываются узнавать — даже если у них есть прямые свидетельства близких людей», — пишет Буртин. Он добавляет, что редко встречал людей, которые поддерживали бы убийство мирного населения. В основном его собеседники представляли себе, что происходит, но находили способы отрицания.

Если анализировать высказывания в поддержку войны, становится очевидно, что их авторы прибегают к классическому моральному репертуару нейтрализации вины и отрицания преступлений. О техниках нейтрализации, применяемых несовершеннолетними преступниками, чтобы преодолеть чувство вины и стыда, впервые написал американский криминолог Давид Матца в соавторстве с Грешамом Сайксом. Позднее другой криминолог, Франк Нойбахер, распространил эту теорию на государственные преступления. Все эти техники очевидно присутствуют и в пропагандистской риторике, и в обсуждениях действий российской власти в Украине. Вот они:

— Отрицание преступления. Наши войска не атакуют мирное население. Мы наносим точечные удары по объектам военной инфраструктуры. Сообщения о жертвах преувеличены. Нам подбрасывают фейки. Украинцы сами бомбят свои города. Мы на войне, случайно может прилететь не туда. Наши солдаты преступлений не совершают.

— Обвинение жертвы. Они нацики, фашисты, националисты, наркоманы. Надо было слушать Россию, не стремиться в НАТО, не обстреливать Донбасс.

Продолжение на следующей странице

НазадВперед
  • 0
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Читайте также

Выстрел в голову: США приостановили поставки боеприпасов в Израиль

Поставки американских боеприпасов - самое уязвимое место мощной израильской военной машины.

Портрет "тыквенной алии": мифы и правда

За два года в Израиль из России приехали более 70 тысяч человек. Они очень отличаются и от остальных россиян, и от всех предыдущих репатриантов.

По ту сторону хребта. Как Южный Кавказ разворачивается от России к Ближнему Востоку

Армения, Азербайджан и Грузия все увереннее действуют на мировой арене, усиливая многовекторность своей внешней политики.

"Служба в армии - это чужая работа"

The Economist опубликовал статью под заголовком "Ты готов умереть за свою страну?" Она основана на исследовании, проведенном в 2017-2022 годах.

В Ирак прилетело!.. Израиль все отрицает!..

Сегодня ночью таинственные взрывы на базе проиранских сил в Ираке, Израиль и США отрицают причастность

Сегодня ночью Израиль атаковал Иран

В ночь на 19 апреля американский источник сообщил сети ABC, что Израиль атаковал Иран, и США было известно об атаке заранее. Иранское телевидение и иранское информационное агентство Fars сообщили о…

Подземные войны

Как Израиль штурмует систему туннелей в секторе Газа - последний оплот террористов из ХАМАС.

Давние связи UNRWA с террористами

Джеймс Линдсей: "В UNRWA никогда не отказывались принимать на работу людей, связанных с террористическими организациями".

Дотянемся до каждого!..

Мухаммед Захеди, убитый в Дамаске, планировал нападение 7 октября. Радикальная фракция в иранском парламенте высоко оценила "стратегическую роль Захеди в планировании и осуществлении "Потопа…

Друг познается в теракте

Почему Россия дружит с одними исламскими фундаменталистами и воюет с другими.

«Они заглотили наживку – и получили по голове»

Секреты самой успешной операции в Газе

Турецкий провал.

Что значат результаты местных выборов для действующей власти в Турции и президента страны.

Коротко

Лидеры рейтинга

Архив

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Май 2024 (15)Апрель 2024 (103)Март 2024 (99)Февраль 2024 (83)Январь 2024 (124)Декабрь 2023 (85)